Понедельник
19.02.2018
21:02
Категории раздела
Столп и утверждение Истины [2]
Апологетика
Паломничество [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Персональный сайт Максима Воробьева

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Православие » Паломничество

    Сказание о Великорецком

    Далеко, на северо-востоке, за тысячу километров от шумной Москвы привольно раскинулась Вятская земля. Богата она густыми лесами и чистыми реками, дичью, да рыбой, а пуще того – благодатию Божией. Кажется, ничего особенного и нет: те же травы, те же деревья, та же глинистая почва, что и в других краях. Ан, нет!  Неприметную вятскую землю Сам Господь избрал. Каким образом? А вот послушайте.

        Издревле чтили на Руси угодника Божия святителя Николая – скорого помощника в бедах и обстояниях. И сам святитель полюбил русскую землю, во многих ее концах подавал он людям свою чудотворную помощь. Вятский же край на особинку стоит. Здесь, на  крутом берегу лесной реки, в глухом лесу явил Чудотворец Николай свой образ, названный Великорецким.

        Давно это было, почти шесть с половиной столетий назад. А точнее – через три года после великой битвы на Куликовом поле. Жил тогда в деревеньке Крутицы благочестивый крестьянин, Семен Агалаков. Деревенька маленькая, затерянная среди лесов дремучих. За порог выйдешь – вот она, тайга, стеной стоит. Сосны корабельные, ели, в несколько обхватов, в небеса упираются. Почти сразу за деревней – обрыв, а внизу река Великая, изгибаясь, течет. Как-то раз стал Семен спускаться к реке, глядь – в стороне столп огненный горит, в небеса упирается. Испугался он, перекрестился, да и обошел то место стороной. Обратно, домой, возвращается – опять свет сияет. Загорелся тут Семен желанием посмотреть поближе на это чудо. Подошел поближе, по склону поднялся, смотрит – у самого корня сосны икона, а от нее лучи исходят. Еще ближе подошел – свет пропал, а икону подробно теперь можно рассмотреть. На ней святитель Николай, без головного убора, с благословляющей рукой,  а ниже, ближе к реке, родник новый бьет.

        Перекрестился тут Семен, помолился Николаю Чудотворцу, икону благоговейно облобызал и домой принес. Вскоре стали приходить к нему окрестные жители, дабы к иконе приложиться. Многим из них, по молитвам святителя Николая, даровано было исцеление. С того времени и начались чудеса великие. Множество больных и недужных обрело исцеление у чудотворной иконы и в водах святого источника. От великого множества чудес и реку назвали Великой, и село Великорецким. Прославилась икона на весь Вятский край, множество народа спешило к ней помолиться. А места вокруг в ту пору глухие были, да дикие. Множество язычников, племен диких, да лихих людей в окрестных лесах скрывалось.

       Дабы не было поругания от них святой иконе, да и людям, хотящим ей поклониться, решили ту чудотворную икону поставить в столице вятской земли – городе Хлынове. Однако хлыновские жители клятвенно обещались, каждый год возвращать икону в день ее обретения на берег реки Великой. Так в 1400-м году было положено начало Великорецкому крестному ходу. С тех пор, вот уже более 600 лет, ежегодно идут православные люди с чудотворной Великорецкой иконой почтить святителя Божия Николая.

        Грозный царь Иоанн Васильевич в 1555 году повелел принести чудотворный образ в Москву, дабы ему поклонилось побольше людей. Во время этого путешествия Великорецкая икона прославилась чудесами по всей земле русской. Сам царь со святым митрополитом московским Макарием торжественно встретил икону, прибывшую в столицу по Москве-реке. В те годы на Красной площади строился великий храм Покрова Богородицы на Рву, позднее прозванный еще храмом Василия Блаженного. Из тринадцати глав – престолов храма - памятника победы над Казанским ханством, царь Иоанн Васильевич повелел одну посвятить Великорецкому образу святителя Николая. Через два года икона вернулась в Хлынов, как всенародная святыня. Чем долее шло время, тем славнее становился Великорецкий образ Николая Чудотворца.

        С конца 18-го века, когда окончательно установился пеший путь Великорецкого крестного хода, паломники стали съезжаться в Вятку со всей Руси. Сам ход – словно памятная всем христианам лестница в небо, узренная еще патриархом Иаковым и подробно описанная Преподобным Иоанном Лествичником. Старые и молодые, мужчины и женщины, священники, монахи, миряне отправляются в путь. С каждой верстой все ближе и ближе  к неизреченной горней радости. Идут люди православные почтить святителя Николая, идут в гости к Чудотворцу, и он принимает всех путников с веселием и любовью. Шесть дней идет крестный ход. Три дня от Вятки (Кирова) до Великорецкого, четвертый день - день праздника в Великорецком и два дня обратной дороги. Более ста пятидесяти верст проходят тысячи людей. Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское… Старинные села – вехи на пути к Великорецкому, где Небо на землю сходит.

       Первый день – начало хода от Трифонова монастыря, где служится молебен святителю Николаю, до окраины Кирова – села Макарье. Там икона ставится в Троицком храме, и выстраивается очередь, из желающих приложится к ней. Затем путь от Макарья до Бобино, где и на ночь ход останавливается.

       Второй день – самый тяжелый. Более сорока верст нужно одолеть по проселочным дорогам, ведущим через поля, леса, да заброшенные деревеньки.  Задолго до рассвета в половине третьего выходит икона из Бобино. Долгий отдых в селе Загарье, молебен у разрушенного, некогда величественного храма, и снова в путь, до Монастырского, куда ход приходит поздним вечером. Нескончаемо творится молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!». Акафист святителю Николаю читается неумолчно. Так и проходят версты трудные, в брани духовной со своими немощами.

        Первая половина третьего дня путь от Монастырского до Горохова. Здесь благодать всем идущим даруется. Старинный Казанский храм, да святой источник – в укрепление сил и ободрение души. После отдыха – последний участок хода, из Горохова до Великорецкого.

         Отселе паломники идут под покровом мантии самого Святителя Николая – особая благодать нисходит. Каждый это чувствует, каждому сердце весточку подает, радостью наполняется. Издалека видны купола Великорецких храмов – словно маяки указывают они верный путь в житейском море страстей. У каждого паломника при их виде душа откликается.

        Ход вливается в Великорецкое накануне праздника. Огромная людская река заполняет улочки привольно раскинувшегося села. Три громадных храма в Великорецком монастыре, но не могут они вместить всех богомольцев и несут икону дальше, на берег реки Великой. На просторной поляне стоит деревянный храм-алтарь. Его двери распахнуты, будто Царские врата во время Пасхи. Начинается вечерняя служба, и весь берег Великой превращается в громадный храм, где стенами – сосны вековые, а купол – небо бездонное.

       Весь вечер, до глубокой ночи идет исповедь. Исповедают все священники, какие шли в Крестном ходе, но все равно их не хватает. Звезды с неба смотрят и мигают в утешение своими огнями. Ветерок с реки комариков отгоняет, куда ж без них то?  Но душа, несмотря на телесную усталость, ликует.

        В Праздник – 6 июня само Небо на землю сходит, по молитве святителя Николая. Радость над землей разлита. Десятки тысяч людей, не только вятских, но и со всех краев России, да, почитай, со всего света собираются здесь, в гостях у Чудотворца. На ранней литургии – только паломники, три дня пешком прошедшие ради этого. На Великом Входе настоятель выносит огромную чашу – потир, в половину человеческого роста. Только такая и нужна, чтобы освятить в ней Дары для тысяч верующих. Потом священнослужители причащаются в алтаре, а из громадной чаши разливают Причастие в двенадцать обычных чаш. Двенадцать священников, словно ангелы с небес сходят с этими чашами к верующим. Начинается Причастие. Нескончаемой чередой подходят люди ко всем двенадцати чашам, принимают Тело и Кровь Христовы, соединяются с Богом. Начинают приезжать верующие из Кирова, затем прибывает сам митрополит и, почти без перерыва, начинается поздняя Литургия. Еще тысячи и тысячи людей вкушают Святых Христовых Таин. Затем Великорецкая икона переносится к источнику. Служится водосвятный молебен, после которого многие тысячи  верующих окунаются в святые воды реки Великой.

         Назад, в Киров, идут самые стойкие и верные. Таковых ныне за тридцать тысяч насчитывается. За дни хода разные испытания погода преподносит. То дождь, то холод, то жара. Каждый год – по разному. Один раз даже буря с грозой и градом налетела, такой силы, что деревья повалила. А ход все равно шел! И молитва не прекращалась. И то сказать, может ли что земное сильнее Любви оказаться? Ведь никто не заставляет в такую даль пешком идти, тяготу на себя принимать. Мозоли натирать, тяжелые рюкзаки с собой тащить. А по любви к Святителю Николаю и Богу, люди идут. Идут, потому что и Бог их любит и Святитель Николай, верный угодник Божий, ласково их ободряет. Словно отец родной о них заботиться.

       Даст Бог, до самого скончания мира Великорецкий ход идти будет. От земли – прямо на Небо, к Вечной радости. Жива Русь, покуда к святости тянется. Каждый может приехать и потрудиться, пройти Великорецкий ход своими ногами. Богу помолиться, в гостях у Святителя Николая побывать, да благодать принять на целый год. Да что зазря слова тратить? Приезжайте и увидите сами.



    Источник: http://www.proza.ru/2014/03/29/817
    Категория: Паломничество | Добавил: Supermax-run (23.07.2015)
    Просмотров: 157 | Теги: река Великая, вятка, чудотворная икона, паломники, Великорецкое, Святитель Николай, крестный ход | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]