103 года со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского (28.09.1918 – 02.09.1970).
Великий педагог. Человек с огромным сердцем, которое полностью отдал детям. Главная книга его жизни так и называется: «Сердце отдаю детям». В 1941 г. уходит добровольцем на фронт. В январе 1942 г. получает тяжелейшее ранение. Осколок застрявший возле самого сердца врачи так и не решились удалить. Именно он и стал причиной смерти Василия Александровича в 1970 г. Его жену и новорожденного младенца, оставшихся на оккупированной территории, зверски убили гестаповцы. Боль этой трагедии В.А. Сухомлинский тоже пронес через всю свою жизнь. В 1948 г. он стал директором Павлышевской средней школы и пробыл на этом посту до самой смерти. Он не только воспитывал детей, но и организовал специальные курсы для родителей, на которых совместно с папами и мамами искал подходы к каждому конкретному ученику. Его любили и уважали все, а он все свои силы и время отдавал детям.
Главные принципы его педагогики сформулированы им в многочисленных статьях и книгах.
Обучение – как радостный труд. Воспитание Личности – важнее обучения. Воспитывает каждый момент жизни, каждая встреча, каждое впечатление. Важнейшая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям. Нравственность базируется на долге. Долге перед людьми, родителями, обществом, коллективом. Труд умственный должен сочетаться с физическим.
Цитаты:
Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть – главная причина отсутствия свободного времени.
В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья.
Пусть горе других людей входит в сердце ребенка.
Жизнь устраивает человеку экзамен на каждом шагу, и выдерживает он его своим поведением, своей деятельностью.
Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.
Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Долг перед отечеством — святыня человека.
|