Пятница
23.08.2019
12:29
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Персональный сайт Максима Воробьева

    Исскуство и культура

      

    Искусство поэзии

     

     

     

           Литература – наиболее чистый, умозрительный вид искусства, наименее зависящий от подсобных материалов. Здесь нет посредников: холста, красок, кисточек, бумаги, мрамора, гипса,  встающих между творцом и читателем. Ближе всех других искусств в этом отношении к литературе стоит музыка, но и она ограничена возможностями музыкальных инструментов и исполнителей. Литература же достигает полной абстрагированности от внешних обстоятельств - только слово и ничего более. Поэзия же это квинтэссенция литературы. Наиболее трудный и совершенный вид Искусства, из всех, которые были созданы человеком. Поэтому именно на поэтических произведениях можно наиболее наглядно увидеть смысл и предназначение всего искусства в целом.

         Из множества теорий эстетики, культуры и собственно самого искусства, созданных на протяжении всей Истории человечества уже почти все сказано и продумано, но, тем не менее, все время возникают новые вопросы и теории, старающиеся сказать еще что-нибудь новое. От Аристотеля до Г. Башляра и М.Хайдеггера, от Платона до И.А.Ильина и А.Ф.Лосева осмысление сущности искусства претерпело множество толкований, но, в конце концов, все вернулось на круги своя.

         Главные принципы Искусства, так или иначе, были изложены еще Аристотелем в его «Поэтике». Вся последующая история только дополняла и углубляла его основные положения. Разумеется, возникало бесчисленное множество и других взглядов на суть искусства, но само время доказало их несостоятельность.

         Поскольку в данной работе перед нами не ставиться задача написания истории эстетической мысли и культурологи, то перейду непосредственно к теме поэзии, а именно изложению основных принципов поэтического произведения, позволяющих рифмованным строкам именоваться искусством и высоким искусством. Высказывая изложенные ниже мысли, я, вряд ли буду, оригинален, да и не стремлюсь к этому. Меня интересует только истинное положение вещей, без налета экзотики, экзальтации и сенсационности. Хотя, для некоторых читателей, мой взгляд может показаться чересчур смелым и нетрадиционным. Огромное множество работ претендующих на понимание и исключительность лишь затрудняет понимание истины. Истину можно замолчать, а можно и заболтать, что с успехом и применяется в новейшей истории, особенно благодаря средствам массовой информации. Но не будем отвлекаться.

     

          Итак, главное предназначение Искусства – его воздействие на человека, причем создание у него не только эмоционального отклика и  эстетического наслаждения, (что, безусловно, необходимо), но и стремление вызвать Катарсис. Т.е. эмоциональное потрясение, (очищение), в результате которого человек становится хоть на какое-то мгновение лучше. Любопытно, что это уже касается этики - внутреннего, нравственного мира человека. Отметим, что именно этому требованию отвечают практически  все великие шедевры литературы, изобразительного искусства и музыки.

            Если говорить конкретно о Поэзии, то без этического подтекста, она просто не существует (разумеется, как Искусство, а не просто рифмованные строчки поздравления или рекламного слогана).

         Современная филология, увлеченная чисто техническими средствами выражения поэтической мысли зачастую забывает об этом краеугольном и наиважнейшем положении. Исследуя стихотворный размер, рифму, пунктуацию, глаголы, императивы и т.д. зачастую не вспоминают о главном. О воздействии Поэзии на человека.

     

    Далее, сущность поэзии мистична. Ее мистичность не в магичности, а в том, что ее воздействие недоступно нашему разуму и необъяснимо никакими теориями. Здесь мы вступаем в область психологии. Переживания поэта передаются читателю, вызывая в нем ответное чувство, именно мистическим образом. Сколь бы не был формально совершенен стих, с точки зрения лингвистики, он оставит читателя совершенно равнодушным, если поэт сам не испытывал эмоций. Впрочем, это правило распространяется  на любое Искусство. Великий Николо Паганини утверждал: «Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать!». Я преднамеренно не буду приводить здесь отрицательных примеров, лишь замечу что излишне рассудочные стихи, написанные по всем правилам лингвистики и филологии, свойственны многим современным поэтам. Иногда даже общепризнанным и авторитетным. Человеческий мозг не в состоянии рассудочно, спокойно и логично написать стихотворение, которое бы тронуло читателя (слушателя).

    Слишком много правил должен помнить поэт: все значения каждого слова, значение сочетаний двух слов, трех, метафору, образность, подтекст и т.д. Плюс все это зарифмовать и уложить в стихотворный размер. Даже с помощью компьютера это титаническая работа, если речь идет, хотя бы, о четверостишии. Но в состоянии озарения легко пишутся и длинные тексты и поэмы.

           В своем письме П.Вяземскому А.С. Пушкин писал, разбирая его стихотворение: «…поэзия, прости Господи, должна быть глуповата».   Писал он, конечно, это с долей иронии, подразумевая, что должны использоваться простые слова и обороты речи, понятные большинству читателей, но никак не сокрытый за ними смысл. Смысл во всем его многообразии: эмоциональный, психологический, философский, нравственный. Именно этим  мастерством в совершенстве владел величайший поэт ХХ-го века Сергей Есенин. Кстати, представление о нем как о деревенском самородке, чуждом теории и начитанности, совершенно не соответствуют действительности. Этот миф был создан еще самим поэтом. Стоит ознакомиться хотя бы с его статьей «Ключи Марии», чтобы понять степень его начитанности и глубокие познания в искусстве и истории. Но при всем этом, Есенин во главу творчества ставил Чувство.

         Владение формой, техническое мастерство необходимы, именно они отличают дилетантские, любительские строчки от настоящих стихов. Однако если у человека душа настолько сильно откликнулась на переживаемые события, что он просто не в силах не взяться за перо, то он с большим правом может называться поэтом, чем рассудочный мастеровой, пишущий, например, тексты современных эстрадных опусов, с претензией называющихся песнями. Замечательный поэт Сергей Орлов, прошедший Отечественную войну десантником оставил нам такие строчки:

     

                                  Пускай в сторонку удалиться критик:

                                  Поэтика здесь вовсе ни при чем.

                                  Я, может быть, какой-нибудь эпитет –

                                  И тот нашел в воронке под огнем.

     

         Разумеется, необходима определенная культура, чувство такта, умение владеть стихом, для того, чтобы наиболее точно передать свои переживания. Именно это в первую очередь и требуется от Поэта.

        Здесь мы подходим к трагичной проблеме Поэзии и, особенно, современной поэзии.

    Разный культурный уровень, разные условия жизни и, наконец, различия в мировоззрении стеной встают между Поэтом и читателем.

        Великий японский поэт Басё, всю свою жизнь проведший в странствиях, так выразил это в своем хокку (трехстишии):

                        

                                    Как свищет ветер!

                                    Тогда лишь поймете мои стихи,

                                    Когда заночуете в поле.

     

     

          В современном мире эта проблема усугубилась индивидуализмом, тем, что человек в принципе стал меньше способен к сопереживанию. Каждый обособляется, замыкается в своем крохотном мирке. Кроме того, уровень современной масскультуры ниже всякой критики. Человек увлеченный, к примеру, рэпом, и всерьез считающий его искусством, просто не в состоянии полноценно воспринимать Пушкина. И ряд примеров можно продолжать до бесконечности. Кстати, это совершенно не относится к подлинно народной, национальной культуре. Любой народ с историческим опытом формировал свою культуру на протяжении столетий и тысячелетий, отбирал истинно прекрасные образцы и сохранял их как драгоценное сокровище, передавая из уст в уста. Это трепетное отношение позволило сохраниться фольклору даже при отсутствии письменности. Одновременно с приобретением собственной культуры всегда идет процесс и усвоения чужих достижений, особенно у родственных этносов. Народная культура учит чутко реагировать на Прекрасное, учит сопереживанию. Таким образом, можно сделать вывод, что современная массовая культура антинародна. Причем антинародна по отношению к любому народу, а, значит, и античеловечна.

         И бессмертные Тютчевские строки:

     

                                          Нам не дано предугадать

                                          Как слово наше отзовется.

     

     

       Подведем краткие итоги высказанных мыслей.

    Для признания стихотворного текста произведением искусства необходимо:

    1.      Ясно выраженная нравственная позиция поэта, пусть даже ни разу не упомянутая впрямую в самом произведении. Говоря другими словами, Поэт, в первую очередь, должен быть Личностью.

    2.      В основе любого Творчества и, в первую очередь, поэтического лежит Чувство. Без Чувства произведение мертво. Помните?: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию».  Разумеется, мысль тоже важна и должна присутствовать в Поэзии, но она должна быть эмоционально окрашенной. Можно говорить о страстной мысли и мудром чувстве. Я бы сказал об их единстве.

    3.      Как говорил древнеримский историк Вегеций: «Всякое искусство зависит от упражнения». Мастерское владение формой необходимо. Гармония строк доставляет человеку эстетическое наслаждение, даже если он этого не сознает. Только свободно владеющий стихом Поэт может позволить себе нарушать общепринятые правила и создавать свои собственные. Яркие примеры – Артюр Рембо, Маяковский и Гарсиа Лорка.

     

        В заключение хотелось бы пожелать современным поэтам не тратить время на изучение всяческих теорий стихосложения, зачастую противоречивых. Провозглашать идеалом, к примеру, аллитерацию или метафору, забывая ради них аллегорию и сравнение (или наоборот) – явно непродуктивно. Рассуждать о недостатках глагольных рифм в ХХ1-м веке наивно. Достаточно вспомнить Пушкина, Есенина и Высоцкого, чтобы навсегда закрыть эту тему. Тот же Высоцкий даже посвятил таким ревнителям стиля четверостишье в своем стихотворении «Мой черный человек в костюме сером…», поставив их в один ряд с другими своими гонителями:

     

                                              И мне давали добрые советы,

                                             Чуть свысока похлопав по плечу,

                                              Мои друзья – известные поэты:

                                             «Не стоит рифмовать: «кричу – торчу».

     

         Кто сейчас вспоминает этих советчиков? Постоянное количество слогов в стихотворении, тоже не догма, а руководство к действию. Тот же Есенин легко нарушал это правило, если было нужно добиться большей выразительности. Тщательно подсчитывающие количество слогов стихотворцы и критики видимо никогда не слышали о полиметрии. Для любителей анализировать формальные признаки стихотворения рекомендую разобрать стихотворение «Кинжал» нашего любимого Александра Сергеевича Пушкина. В нём не только нарушено чередование рифм, но и строки содержат различное количество слогов, что с формальной точки зрения просто недопустимо. Однако стихотворение существует и без этих формальностей. Также как и хрестоматийное Лермонтовское - «Смерть поэта».

         Всех правил (зачастую надуманных) заучить невозможно. Гораздо важнее читать классику (в неограниченном количестве), уметь самостоятельно мыслить, чувствовать и быть Личностью. Насчет самостоятельности чувства – не описка и не преувеличение. Многие люди не только мыслят, но и чувствуют по шаблону, и для начала нужно иметь смелость признаться в этом самому себе. Постоянные страдания на тему неразделенной (или разделенной) любви, о которых пишут современные «поэты» женского пола (отчасти мужского тоже), скучны и однообразны. Даже не столько по форме, сколько по чувству. Именно из-за шаблонности мышления и мировосприятия. Конечно, тема вечна и неисчерпаема, но не стоит забывать, что ее разрабатывали все классики минувших эпох, от Гомера и Эсхила до Рубцова, Окуджавы и Визбора. Вторая излюбленная тема – одиночество, с подтекстом: пожалейте меня несчастного, самому себя жалко. Это уже проблема всего человечества. Оторванность от природы, естественной среды обитания, разобщенность и замкнутость людей неизбежно порождает страдания. Человек, его тело и душа, неприспособленны к существованию в искусственной среде, даже созданной самим человеком. Хотя само по себе одиночество необходимо человеку, но в излишних дозах, да еще против желания, оно действительно может стать невыносимым. Благодаря изоляции людей друг от друга важную роль в общении человека с внешним миром начинают играть современные средства массовой информации и связи. Тот же Интернет. И они играют свою злую шутку. Одна мысль, растиражированная в миллионах и миллиардах голов, становится плоской, шаблонной и неинтересной. Выход только один – стараться мыслить и чувствовать самостоятельно, расширять свой кругозор и с крайним недоверием относиться к навязываемым мнениям. Еще Сократ заметил, что больше всего лжи содержится в общепринятых, привычных суждениях. Но здесь современный писатель и поэт оказывается перед трудным выбором: или плыть по течению в общем русле, выдавая на-гора произведения, принимаемые сегодня с восторгом, определенным контингентом своих почитателей, или идти собственным путем, рискуя остаться непонятым и непризнанным. В первом случае, почти наверняка, художественная ценность произведения будет близкой к нулю, во втором – время покажет. Правда культурный уровень повысить гораздо сложнее, чем выучить несколько формальных правил и подсчитать количество слогов. Большинство современных авторов обладают пугающе ограниченным уровнем начитанности. Не имея понятия о зарубежных классиках, они и русских знают в лучшем случае из школьной программы. Если вы проходили «Капитанскую дочку» только в школе, а затем не разу не открывали это произведение, то можете быть уверены: вы его не знаете. А ведь школьная программа поверхностна и однобока, но даже ее многие знают только в кратком изложении, специально выпускаемом для неполноценного ученика. Откуда такой ученик, решивший стать автором, может узнать, что А.С. Пушкин своим лучшим поэтическим произведением считал поэму «Анджело», написанную по мотивам драмы Шекспира «Мера за меру». Вряд ли он читал «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. Впрочем, этот ряд можно продолжать бесконечно. Что уж говорить о Софокле, Вергилии или Верхарне. Если  взять весь культурный багаж, накопленный человечеством к нашему времени, то почти наверняка окажется, что практически все оттенки человеческих чувств уже описаны на высочайшем художественном уровне.

         Поэта можно сравнить с мореплавателем, который должен провести свой корабль между Сциллой и Харибдой. С одной стороны недостаточная образованность и отсутствие технических навыков, с другой – слишком технический подход к стихотворению, выхолащивающий из него всякое чувство, а зачастую и мысль. Кстати, многие современные успешные поэты грешат именно формотворчеством, иногда даже возникает вопрос: неужели они пишут только ради известности и материальной выгоды? Потому что за изящной формой у них скрывается пустота. Полная бессмысленность и бесчувственность. В свое время  Стендаль писал: «В искусстве есть только одно мерило прекрасного – это степень вашей взволнованности». Лучше спросите себя, нужно ли кому-нибудь то, что я напишу. Нет, не так! Что я могу сказать людям такого, чтобы они плакали и смеялись и, может быть, задумались над своей жизнью. Только при решении великих вопросов и возникает настоящее искусство.