Что такое антиклерикализм?
(Или война против Церкви)
Я создам Церковь
Мою, и врата ада
не одолеют ее;
Матф. 16,18
В наше время,
когда смешение различных понятий, некомпетентность, а часто и заведомую
неправду, выдают за истину и тиражируют миллионами экземпляров различных СМИ,
трудно бывает отыскать правду. Однако долг неравнодушного и честного человека
призывает это сделать. Что касается заявленной здесь темы антиклерикализма, то
в интернете, словарях и многочисленных публикациях на эту тему столько
недомыслия и откровенной лжи, что опровержению многих общепринятых положений
пришлось бы посвятить не один десяток статей. Это и затруднительно и
малоэффективно. Наша цель состоит в другом: рассказать, что на самом деле
представляет собой это явление современной жизни.
По общепринятому определению антиклерикали́зм (от греч. άντι
— против и κληρικός — клирик) — движение, направленное против притязаний
религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической,
экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования. Проще
говоря, антиклерикализм – это движение, направленное против Церкви, а,
следовательно, и против самого Бога. «Дело
Христово – создание Церкви», - писал в своей статье «Священное Писание, Церковь и наука» священномученик. Иларион (Троицкий). Отрицая Церковь, стремясь
ограничить ее влияние антиклерикал идет наперекор Божией Воле. То, что дело
обстоит именно так, мы и покажем в нашей статье.
В древних
обществах антиклерикализм был невозможен. Верховный жрец и царь зачастую
совмещались в одном лице. Для древнего сознания было немыслимо разделять понятия
власти и божества. В Древнем Израиле любого антиклерикала побили бы камнями, в
Древней Греции подвергли остракизму, в Древнем Риме - распяли бы на кресте, как
государственного преступника. Только с возникновением секулярного сознания
стало возможным провести границу между властью и религией. Своим возникновением антиклерикализм обязан
еретикам. Ересь альбиогойцев и катаров, крестьянские восстания против
католической Церкви переросли в итоге в протестантизм, который в свою очередь
раскололся на множество направлений и сект. На Руси первая ласточка
антиклерикализма – ересь жидовствующих, борьбе с которой посвятили свои силы
преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Геннадий Новгородский. Следующий натиск
антиклерикалов в нашем Отечестве связан с реформами Петра 1.На Западе, в конце
18-го века антиклерикалами провозгласили себя Дж. Локк, Вольтер, ряд других
мыслителей и французские материалисты. Они сбросили с антиклерикализма ненужную
к тому времени мистическую оболочку, открыв его главную сущность – атеизм и
сопротивление установленному Богом порядку. Совершенно естественно
антиклерикализм был взят на вооружение Французской революцией. В дальнейшем он
использовался всеми революциями, выступая в качестве обязательного элемента для
разрушения принятых моральных норм и устоев. В 19-м веке атиклерикализм стал
обыденным явлением, чуть ли не модным.
Должен
опровергнуть расхожее мнение, будто бы антиклерикализм не обязательно связан с
атеизмом. Внутренне, психологически он связан всегда. Ибо, отвергая Церковь,
человек тем самым отвергает и Христа. Впрочем, есть одно исключение –
сознательный сатанизм, который признает существование Бога и целенаправленно
противится Его воле. Только по недоразумению, вернее по духовной слепоте, антиклерикал
может считать себя верующим христианином. Или же вера декларируется для того,
чтобы ввести простодушных в заблуждение. Последнее встречается гораздо чаще,
чем первое.
Антиклерикализм –
всегда агрессивен. Он направлен на разрушение Церковных устоев. Ибо ограничение
влияния Церкви – есть разрушение общества, которое неизбежно повлечет за собой
и разрушение Церковной жизни. Это только видимая часть айсберга, в глубине
которого скрывается отрицание Бога и нежелание следовать Его Заповедям, желание
жить без Бога. Это желание неизбежно
порождает ненависть к Церкви, ее служителям. За этой ненавистью стоит
непринятие христианских заповедей и ненависть к Создателю. Прикрываясь наукообразными
теориями, антиклерикалы пытаются оправдать эту ненависть. Но в основе любой
науки лежит вера и мистическое основание. Логически невозможно доказать ни
реальность существующего мира, ни достоверность научных знаний. Преподобный Иустин
(Попович) так писал об этом состоянии: «Нет большего чудовища ни в одном из
известных миров, чем человек без Бога. Нет и более страшного ада. Ибо самый
страшный ад – это человек без Бога». Современный мир привык обходится без Бога,
гораздо более доверяя идее прогресса, чем своему Творцу. Все далее уходя от
источника Света в кромешную тьму.
Вот
образчик слепоты современного человека, который рассуждает об антиклерикализме
говоря, что это: «Система взглядов, общественное движение, ставящие своею целью
освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от
власти религии и церкви». Это утверждение показывает абсолютное непонимание и незнание,
как духовной жизни, так и проблемы свободы.
Настоящая свобода
– свобода от греха: «…если пребудете в
слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас
свободными». Иоанн. 8, 31-32. «…истинно, истинно говорю вам: всякий делающий
грех, есть раб греха». Иоанн. 8, 34. «Освобождая» людей от Истины, вы
делаете их рабами лжи и зла.
Тем,
кто пытается с помощью ложных научных построений доказать необходимость ограничения
деятельности и влияния Церкви выдающийся
богослов начала ХХ-го века, Священномученик
Илларион (Троицкий), посвятил статью «Грех против Церкви», с подзаголовком:
«Думы об интеллигенции». Там он предостерегал об опасности пренебрежительного
отношения к Церкви, игнорирования ее установлений. Его голос не был услышан, и
разразилась катастрофа 17-го года.
Все аргументы антиклерикалов разбиваются о
непоколебимость и непреложность Истины Православной веры. Не в силах изобрести
ничего нового, они повторяют лишь то, что когда-то принесло им успех. При этом
не имеет значения, кто выступает против Церкви: академик, студент или рыночный
торговец вообще не имеющий образования. В любом случае мы имеем набор
штампованной лжи, искажения и передергивания фактов. Но на все измышления мы
имеем опровержения оставленные нам святыми отцами, которых просвещал сам
Источник Разума.
Свои истинные цели
антиклерикалы пытаются прикрыть болтовней о различии Церкви и священного
Писания - им отвечает Священномученик. Илларион (Троицкий): «Священное Писание
нельзя отделять от Церкви. Вне Церкви Писание – ничто, или лучше сказать, вне Церкви Священного Писания и нет, и быть
не может», - и, далее, -
«Допускать возможность противоречия между
Церковью и Священным Писанием – это значит говорить о самопротиворечии Святого
Духа, это значит поистине возводить хулу на Духа Святого». («Священное
Писание, Церковь и наука»).
Пытаются ограничить Церковь в ее
служении людям - им отвечает Преподобный Силуан Афонский: «…если Христос в этом мире греха был гоним и
должен был пострадать, то и истинная Церковь Христова тоже неизбежно будет
гонима и будет страдать. Это духовный закон жизни во Христе, о котором говорили
и Сам Господь, и апостолы; Павел же божественный категорически выразил его
такими словами: «… все хотящие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут
гонимы». (2. Тим. 3, 12)…И проповедь Церкви, которая есть то же слово: «Любите
врагов ваших» (Матф. 5, 44), не вмещается миром, и потому мир во все века гнал и будет гнать истинную
Церковь, убивал и будет убивать ее служителей».
Современные антиклерикалы –
прямые потомки тех, кто в ХХ-м веке уничтожал Церковь физически. Будь их воля,
гонения на христиан начались бы уже завтра. Именно советскими антиклерикалами
были замучены и убиты сотни тысяч и миллионы верующих, из которых тысячи стали
святыми новомучениками. В их числе и святитель Иларион. На них исполнилось
Слово Спасителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое
слово соблюдали, будут соблюдать и ваше; Но все то сделают вам за имя Мое,
потому что не знают Пославшего Меня. Если бы я не пришел и не говорил им, то не
имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня
ненавидит и Отца Моего». Иоанн.15, 20-23.
Итак,
из всего вышесказанного ясно видна антихристианская, богоборческая сущность
антиклерикализма. Всякое удаление от Источника Жизни приносит тьму и страдания.
С этой точки зрения антиклерикалы – глубоко несчастные создания, о них можно
только глубоко сожалеть и молиться об их просвещении Истинным светом, но их
агрессивность и напористость вынуждает нас к
противодействию. Антиклерикализм
– это интеллектуальный экстремизм. Мы не можем допустить, чтобы окружающий
нас мир превратился в ад. Чтобы все люди страдали только потому, что этого
хочет горстка маргиналов. Наш христианский долг, долг верных чад Церкви –
противодействовать антиклерикализму всеми силами и быть в этом
последовательными до конца.
|