Вторник
30.04.2024
17:29
Категории раздела
Столп и утверждение Истины [2]
Апологетика
Паломничество [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Персональный сайт Максима Воробьева

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Православие » Столп и утверждение Истины

    Интеллигенция и народ


    Интеллигенция и народ

     

     

                                            Нигде невежество нашей так называемой интеллигенции

                                            не достигает таких чудовищных размеров, как в области

                                            знания богословского ….

                                                                                     Священномученик. Иларион (Троицкий)

     

     

         Около ста лет прошло с тех пор, как были написаны эти горькие слова, но положение вещей не изменилось. Разве что стало еще хуже. Мне всегда казалось некоторой натяжкой приписывание интеллигенции необъяснимой тяги к диссидентству. Но события последних лет только подтверждают это печальное наблюдение. Диссидентство имеет в своей основе протест, противопоставление своей личности существующему порядку. Можно противопоставлять себя власти, государству, общепринятым заблуждениям, но нельзя противопоставлять себя своему народу и своей Родине. Здесь пролегает четкая граница между отстаиванием свободы отдельной личности и предательством.

       Наша общая беда в том, что интеллигенция не ощущает себя частью русского народа, даже противопоставляет себя ему. Разумеется, здесь не идет речь о самоотверженных тружениках библиотек, музеев, художественных и музыкальных школ, которые в действительности и не мыслят себя отдельно от народа. Или о таких личностях как, например, Николай Бурляев, Никита Михалков или Валентин Распутин. В первую очередь речь идет о тех, кто возомнил себя более просвещенным, более умным и дальновидным, чем окружающие его люди. Столичный, тусовочный бомонд – яркое олицетворение этого явления, которое особенно характерного для телевидения. Но и в провинциях,  среди обычных учителей, врачей и библиотекарей, инженеров живет это сознание своей исключительности, своей отдельности от окружающего «быдла». Существует множество передач, в которых «народные кумиры» и просто солидные люди рассуждают о различных вещах,  имея о них весьма туманные представления. Прочитав две – три книжки они считают себя знатоками вопроса. Поверхностность, основанная на самоуверенности, даже в российской глубинке находит своих последователей. Особенно показательным является отношение к Православию. Эта вера создала нашу Великую страну, только благодаря ей, мы еще существуем. Большинство наших соотечественников признают себя православными.

        Но что же интеллигенция? Она протестует против введения основ православной культуры в школе, против вмешательства Церкви в дела государства, частную жизнь, против запрещения абортов. Словом, против Церкви. При этом часть провозглашает себя атеистами, часть буддистами, часть католиками, а то и приверженцами каких-либо сект. Их всех объединяет один мотив: они -  против. Самое печальное в этом, что ими руководят не религиозные чувства, не эмоции, и, даже, не разум. Ими руководит чувство протеста и ненависти к Церкви. Если бы сегодняшние интеллигентные последователи католицизма оказались бы в католической стране, они столь же страстно протестовали бы против католицизма. Или буддизма, или еще чего-нибудь. Правда в этом протесте есть некоторая особенность, он направлен в первую очередь на Россию. В других странах они могут смириться и с католицизмом и с буддизмом и с атеизмом. Даже с Православием. Но в России – никогда. Тем самым они оказываются противниками своей страны, своего народа, следовательно – предателями. Сказано, может, жестко, но логически верно. В начале ХХ века Священномученик  Илларион (Троицкий) в статье «Грех против Церкви» писал: «Наконец, в Х1Х веке между народом и высшим обществом  появился класс, в тесном смысле интеллигентный. В отрицании Церкви и в преклонении перед Западом этот класс, пожалуй, пошел дальше всех. Белинский научил русских интеллигентов атеистическому социализму. Интеллигенция русская стала и нерелигиозна и ненациональна».

         Что изменилось с тех пор? Современные интеллигенты не могут допустить даже мысли о том, что могут быть не правы. Достойные потомки Базарова, Верховенского и Термосесова на собеседников смотрят свысока, обвиняя их в невежестве и косности, не желая их понять, и даже выслушать. На чем базируется столь ложное ощущение собственного превосходства,  понять невозможно. Эгоизм, тщеславие и самомнение безграничны. В отношении Церкви они повторяют одни и те же обвинения, одну и ту же клевету. Не давая себе труда даже осмыслить кажущиеся им незыблемыми постулаты и лозунги. Вот несколько «священных коров» демократически настроенной интеллигенции, которые она чтит превыше заповедей Господних: права человека, свобода слова, демократия, прогресс. Если рассматривать эти понятия с точки зрения гуманизма, которым они порождены, то невооруженным глазом видна их относительность и несостоятельность перед лицом истории. Например, свобода слова, трактуемая как право на разглашение государственных тайн,  есть не что иное, как измена Родине. Если же рассматривать вышеупомянутые понятия с точки зрения веры, очевидным становится их несовершенство и лживость. Впрочем, эта проблема достойна отдельной статьи. Здесь я коснулся данной темы для иллюстрации простой мысли: современный человек почти не умеет мыслить самостоятельно. Даже наличие высшего образования и ученой степени не гарантируют этой самостоятельности. Для самостоятельности мышления, кроме поглощения и обработки информации нужны еще время и воля. А эти два условия в наше время – главный дефицит. Нравственность не может существовать без воли. Именно воля помогает преодолевать испытания и искушения, преодолевать грех и его последствия. Отсутствие воли делает человека безнравственным. Яркая иллюстрация этого утверждения – наркоманы и алкоголики. Но и все мы сейчас являемся пленниками комфорта.

    Конец черного квадрата

         Многократно повторенные СМИ штампы, становятся для человека как бы  собственными убеждениями. Ему кажется, что он сам додумался до выводов, которые полностью совпали с выводами его любимой газеты. Такое совпадение обнаруживает самообман, но человек не замечает этого. У него же высшее образование! Может даже два, ученая степень, авторитет, уважение. Так, незаметно, самомнение получает подпитку извне и укореняется в душе настолько, что становиться неотъемлемой чертой личности. Конечно, гордость и у людей с начальным образованием не редкость. Только над хвастливым заявлением подвыпившего соседа - тракториста, что, мол, он лучше всяких ученых соображает, окружающие только посмеются. А вот если такое заявит ученый, да еще маститый, увенчанный всякими регалиями и премиями, тут призадумаются. Тем боле разговоры для интеллигента – родная стихия. И доказательства приведет и факты. И так повернуть можно и этак, и ответственности – никакой. А главное, сознание своей особенности, избранности, принадлежности к высшей касте. Падки наши интеллигенты на избранность, исключительность, на всякую мистику, что и говорить – падки. Помани интеллигента тайным знанием, да еще и приобщенность к избранным пообещай, и навеки твой будет. Если только другой большего не посулит. А такое случается. Много, ох как много таких, ищущих истину, но нигде ее не находящих. Ибо ищут они не ее, а оправдание себе. А то и утверждают, таким образом, свою исключительность: «Везде был, все прошел, нигде правды нет. Один я знаю, что есть истина». И то самое невежество в отношении Православия, о котором писал священномученник Илларион, за десятилетия безбожия стало еще дремучее. Часто в разговоре убеждаешься, что собеседник не знает элементарных основ веры Православной, даже Закон Божий прочитать не удосужился, а уже берется рассуждать о Благодати и Таинствах. Ограниченность, а зачастую и просто глупость, стали отличительной чертой современной российской интеллигенции.

          Парадоксально, но протест против власти может мгновенно смениться  угодливостью и пресмыканием перед ней. Сколько раз в ХХ-м веке интеллигенция преданно служила той власти, которую втайне презирала? Один перечень известных фамилий займет несколько страниц. И это вполне объяснимо. Если главная и высшая ценность человека он сам, то все остальное должно лишь помогать ему жить. Причем, жить как можно более комфортно и приятно. Мораль, таким образом, не более чем условность позволяющая преследовать личные цели. Соответственно если она мешает личным целям, ее можно легко игнорировать. Главное – собственное спокойствие и выгода. Это психология разумного животного.

          Преподобный Силуан Афонский, великий святой ХХ-го века, писал: «Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам».  Вот где главный камень преткновения. Современному образованцу исключительно трудно отказаться от своей гордости. Он путает гордыню и самоуважение. Свободомыслие понимается как следование похотениям своего ума. Свобода – как вседозволенность. Таким образом картина мира искажена, но все – нипочем. Распространеннейшее нынче представление о том, что все правы, каждый по своему, позволяет оправдывать любые ошибки и преступления. Однако незнание законов духовной жизни не отменяет их действие. Точно так же как незнание физики не отменяет действие закона всемирного тяготения. Духовные законы, действующие в душе человека, определяющие его психологию, мировоззрение и всю жизнь – такая же объективная реальность как воздух, вода и свет. Единственное отличие в том, что психические переживания субъективно воспринимаются как нечто личное и недоступное объективной оценке. Многие движения души невозможно объяснить логически и даже выразить словами, но это не значит, что они не существуют.

       Христианство – религия любви, а не разума. Не логические построения, а движение сердца составляют его суть. Недоступное сухому рассудку открывается любящему сердцу. Но для этого рассудок должен осознать свою беспомощность и ограниченность. Признать высшую волю – Творца вселенной. Это - начало смирения, которое открывает путь для действия Божией Благодати. Потребность смирения заложена в душе человека. Но истинное смирение невозможно без веры. У неверующего человека смирение превращается в холуйство, что многократно происходило на протяжении всей истории и ярко проявилось в России ХХ-ХХ1-го веков. Также как пресмыкалась интеллигенция перед коммунистической властью, точно также сейчас она пресмыкается перед олигархами и властью демократической. Особенно это касается деятелей культуры. За определенную сумму они готовы изобразить все, что угодно. Любую непристойность и кощунство, любое самодурство, называемое ими «искусством». Впрочем, преклонение перед золотым тельцом – общая беда современного человечества.

        Но у нас есть надежда - «свет Христов просвещает всех!». Святитель Иннокентий Херсонский так говорил об  этой великой истине: «Может быть, некоторые, - как бы так еще говорит Церковь, - наполнившись сиянием от светильника наук и мудрости земной, воображают, что им уже не нужно никакого просвещения, что они знают все, что нужно, и могут спокойно оставаться со своим запасом познаний. Да выйдут таковые из своего опасного предубеждения! Доколе они не изучили Евангелия и Креста Христова, не уразумели, как должно, что вещают о человеке пророки и апостолы; дотоле, они не знают самого необходимого. Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию откровения небесного можно найти стезю, ведущую в живот вечный».

         Только Православная Вера способна преобразить падшего человека, особенно отравленного «тайным» и явным знанием. «Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада», - писал в свое время великий русский философ Иван Александрович Ильин. Но у современной интеллигенции – другой духовный уклад, чем у большинства простых русских людей. Причем, это различие - сознательно культивируемо ею. Православная вера составляет самую суть души русского народа, поэтому оголтелая ненависть многих образованцев направлена и против Церкви, и против России и против русского народа. Без Православия любые попытки преобразования России, любое вмешательство в ее жизнь принесет только вред. Любой либерал, старающийся пропагандировать и насадить современные демократические принципы в России, без учета Православия – враг  русского народа. Зачем России такая интеллигенция? Она не только не нужна, но крайне вредна и опасна, как опасна раковая опухоль на теле здорового организма. России не нужен интеллигент, который ненавидит свою Родину и свой народ.

        Самой интеллигенции вера нужна как воздух. Без нее все попытки понять и объяснить жизнь – бесплодны. Особенно жизнь России, русского народа. Мне приходилось много раз наблюдать, как преображается человек входящий в жизнь Церкви. Вчерашний раздражительный, вечно всем недовольный скептик становится спокойным и радостным. Его душа преображается, и словно светиться добротой и счастьем. Он начинает постигать премудрость Творца, он пьет святую воду вечной радости и любви. Но для того, чтобы прийти к Богу, войти в Его Церковь необходимо переступит через собственную гордость, раскаяться в своей ненависти и предательстве. Бог не отвергнет кающегося, но ждет от него исправления жизни и решимости сделать первый шаг.

       Сможет ли сделать этот шаг современный русский интеллигент – зависит от его личного выбора.

    Категория: Столп и утверждение Истины | Добавил: Supermax-run (23.06.2012)
    Просмотров: 564 | Теги: Интеллигенция, истина, диссидентство, Вера, Православие, народ, ненависть, россия, невежество, озлобление | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]